Обычная версия сайта Размер шрифта Цветовая схема Изображения
28 мая 2018, Понедельник Обычная версия сайта

ТОГУ STORIES: Учёными не рождаются

Тихоокеанский государственный университет выступает партнёром различных проектов – от региональных до всероссийских. К одному из них – «Умные города» наш вуз присоединился в феврале. На данный момент в проекте участвует 14 городов России. Какую роль в нём играет Тихоокеанский государственный университет? Какие возможности открываются для студентов и как стать частью «Умного Хабаровска»? Об этом узнал корреспондент Пресс-центра ТОГУ.

Вспомните свой школьный урок физики, химии или биологии. Как много вы делали опытов, экспериментов? Как часто смешивали прозрачные жидкости и получали результат фиолетового или синего цвета? И как много из того, что вы проходили в теории, можно было попробовать на практике? Именно о таком, интерактивном и практичном обучении, пойдёт речь в новой ТОГУ STORIES.  

12:00 – приехав в Бизнес-инкубатор ТОГУ, я отправилась на поиски руководителя проекта «Умный Хабаровск» Светланы Меркуловой. Проходя по коридорам здания, я видела группы детей, которые увлечённо слушали ведущих. Наконец, мои поиски увенчались успехом.

«Наука – это просто»

Говоря о проекте, Светлана отметила, что их главная цель – заинтересовать ребёнка наукой, показать, что это не так сложно, как кажется:

– Мы стараемся объяснить детям, что всё, что находится вокруг нас – это наука, что можно взглянуть на совершенно простой процесс под другим углом, с научной точки зрения и составить причинно-следственную цепочку, объяснить, почему всё происходит так, а не иначе. На занятиях ребята могут потрогать, разобрать, собрать, в общем, сделать, что-то самостоятельно. Безусловно, есть теоретический блок, однако главный упор идёт на практику. 

«Кто может стать учёным?»

В проекте могут принять участие все желающие дети от 7 до 14 лет. Группы делятся по возрасту, потому что с ровесниками работать всегда удобнее.

– Детки бывают разные. У одних глаза загораются ещё на входе, у других в процессе занятия. Конечно, есть ребята, которые могут удивить даже взрослых, задавая более глубокие вопросы. Это очень хорошо, потому что для ведущих такие дети – стимул прочитать больше, а для других ребят – мотивация двигаться вперёд, – делится Светлана.

«Без кого проект не может существовать?»

В проекте нет случайных людей. Абсолютно каждый ведущий, ассистент и стажёр проходил строгий отбор, этап стажировок и подготовки. В «Умном Хабаровске» работает много людей – от студентов до кандидатов наук.

Ведущие – настоящие профессионалы, состоявшиеся в своих сферах деятельности люди. Тем не менее, даже для них такой формат работы может оказаться вызовом. Попробуйте без сложных терминов и скучной информации объяснить ребёнку, как работает двигатель внутреннего сгорания или как делятся клетки.

Так, например, студенты юридического института (ЮИ) Тихоокеанского государственного университета на одной из прошедших программ «Научный детектив» проводили «Криминалистическую лабораторию». Светлана поделилась впечатлениями о реакции детей:

– Ребята были просто в восторге и их было невозможно оторвать от этой площадки. Студенты-юристы объясняли, как отличать настоящие купюры от подделок, составляли фотороботы со слов детей, участники смогли провести дактилоскопическую экспертизу и унести домой свои «отпечатки пальцев». В общем, восхищению не было предела.

«ТОГУ в тренде»

Тихоокеанский государственный университет – не единственный вуз, который поддерживает проект «Умные города». Также вузами-партнёрами проекта являются Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Казанский федеральный университет (КФУ), Тихоокеанский государственный медицинский университет (ТГМУ) (г. Владивосток) и другие. Можно сказать, что Тихоокеанский государственный университет держится в определённом тренде, продвигая науку в массы и помогая «вырастить» новое поколение учёных.

12:55 – занятия подходят к концу, и я оставляю Светлану в покое. У неё ещё много дел: проследить, чтобы каждый участник получил свой диплом и небольшое «домашнее задание», пообщаться с родителями, подготовиться к новой «волне» участников.

13:00 – у ведущих, ассистентов и стажёров есть небольшой перерыв, который сложно назвать таковым (нужно подготовить материалы, убраться в аудитории и просто поесть). Тем не менее, я очень хочу с ними пообщаться и поэтому хожу за ними «хвостиком».

Первой мне встретилась стажёр проекта, студентка 2-го курса института экономики и управления (ИЭУ) Тихоокеанского государственного университета Дарья Дубленникова. Дарья рассказала, что входит в её обязанности:

– Основная моя обязанность – помогать ведущему и, конечно же, детям. Мы ставим разные эксперименты, сегодня, например, делали рыбок, которых ребята забрали домой. Работать с детьми интересно и проект – очень интересный. Это отличная возможность попробовать что-то новое и узнать немного больше.

Затем я встретила студента  4-го курса факультета естественных наук, математики и информационных технологий (ФЕНМиИТ) Педагогического института Тихоокеанского государственного университета Вячеслава Соломенного, он был в процессе подготовки к новому занятию, так что говорил быстро и по делу:

 – Участие в проекте – отличная возможность поработать с детьми, проверить свои силы. Этот проект действительно классный и, на мой взгляд, всё круто!

Студентка 2-го курса института экономики и управления (ИЭУ) Тихоокеанского государственного университета Анастасия Петрова поделилась своими впечатлениями от участия в проекте:

– Я учусь на экономиста и, как можно заметить, мы довольно далеки от науки. Однако, мне очень нравится быть частью проекта. Я помогаю в лаборатории оптики, мы сегодня делали микроскоп из таких же деталей, какие входили в самый первый в мире микроскоп. Затем ребята рассматривали разные материалы и даже свои пальцы под микроскопом успели увидеть. Если честно, то я в восторге! Фраза «практика круче теории» подтверждается полностью.

13.26 – до старта следующей «волны» остаются считанные минуты, но я успеваю пообщаться с одной из ведущих проекта Оксаной Бондаренко, которая в 2009 году окончила Тихоокеанский государственный университет.

 – Оксана, расскажите, пожалуйста, на кого вы учились, и как сложилась ваша жизнь после выпуска.

 – Я училась на факультете природопользования и экологии (ФПЭ) и после окончания университета устроилась по специальности на Хабаровский Нефтеперерабатывающий завод, работала в лаборатории, и мне это нравилось. Затем я оказалась в этом замечательном проекте.

– Почему проект «Умный Хабаровск» действительно важен и нужен?

– Привлекать к науке нужно с детства. Часто у детей есть задатки, но мы, родители, просто не знаем, что сделать, чтобы развить их. А такой проект – отличная возможность для этого. Когда видишь, что у детей загораются глаза, и они задают миллион вопросов, то понимаешь, что двигаешься в правильном направлении.

– Что вам дал Тихоокеанский государственный университет?

– Я скажу, что вуз дал мне базу. Солидную, прочную профессиональную базу.

Началась новая «волна» занятий, ведущие и ассистенты заняли свои места и приготовились к встрече детей. Родители прошли в конференц-зал, где для них подготовлена специальная программа, пока дети совершают великие научные открытия.

Невольно я задумалась о том, что, если бы уроки физики и химии в школе были хоть немного похожи на то, что делается в проекте «Умный Хабаровск», я бы всей душой любила эти предметы, и кто знает, может быть, тоже сделала бы «великое открытие».

Закончить ТОГУ STORIES хочется фразой «Наука – это круто!». Следите за новыми выпусками, этот университет ещё не всё вам рассказал.

Полина Кожаева.

Фото организаторов проекта «Умный Хабаровск». Пресс-центр ТОГУ.



Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:


Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)


С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, mail@pnu.edu.ru